
Та самая Аннушка, разлившая масло на горе Берлиоза, была реальной соседкой Михаила Булгакова. Анна Горячева держала в комнате поросёнка и была отвратительной особой, которая терроризировала писателя и его супругу Татьяну Николаевну. И поэтому, наверное, Булгаков прописал её в целом ряде произведений и называет по-разному: «та самая Аннушка», » Чума‑Аннушка», или » та самая Аннушка, что в среду разлила, на го́ре Берлиоза, подсолнечное масло», как в романе «Мастер и Маргарита». После ее перлов: «Убирайся к образованным», » У нас домком есть для причесанных дворян», «Электричество по ночам жечь не полагается… Счетчик-то общий. Всем накладно «, «Мы на выселение на вас подадим! «, – в его произведениях появлялся новый неприятный образ придурковатой Анны. Кстати, сегодня редкое фото этой «дуры с Садовой» можно увидеть на коммунальной кухне Музея-квартиры Михаила Булгакова.

Музей Михаила Афанасьевича Булгакова находится в самом центре Москвы, в доме № 10 на Большой Садовой, недалеко от станции метро «Маяковская». На стене «Музея Булгакова» также висит и «правильный» номер дома – «Большая Садовая 302-БИС», указанный в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Сегодня в этом здании располагается единственный действующий Музей Булгакова в Москве, посвящённый его жизни и деятельности, а также «Музей-квартира М.А. Булгакова». Как не странно, но писатель жил и творил свои шедевры в коммунальной квартире на 10 комнат, с кучей соседей, общей кухней с примусами и самогонным аппаратом.

Откуда взялся знаменитый дом Пигита, где всё и происходит?
В 1901 году известный караимский купец, владелец табачной фабрики «Дукат» и благотворитель Илья Давидович Пигит приобрел купчую на владение участка по адресу Большая Садовая, 10. Говорят, что купец собирался построить на этом месте табачную фабрику. Так как магазинов по продаже собственной продукции было уже несколько, то производство надо было расширять. Однако, Разрешение на строительство производства не было дано по причинам расположения в центре Москвы и близости к церкви Св. Ермолая.

Но земля уже куплена и, разумеется, её надо использовать. Поэтому в 1902-1904 годах на этом месте был построен доходный дом. Квартиры в этом доме были шикарными с множеством комнат. Да и сам дом построили в модном тогда стиле модерн. Тогда он так и назывался в народе, «Дом Пигита».
Интересная история, как Булгаков оказался в знаменитом доме Пигита. Пусть и в коммуналке
Коммуналка и её жители повлияли на многих булгаковских персонажей. Например, когда Шариков из «Собачьего сердца» учился читать, он с презрением упомянул братьев Елисеевых.

После революции 1917 года, когда меняется история страны, меняется, конечно, и история этого дома. В 1918 году дом был национализирован и превращён в рабочую коммуну. Произошло «уплотнение», в результате чего большие квартиры дома превратились в коммуналки и «чистая публика» покинула этот дом (помните «Собачье сердце»?). «Чуждый элемент», как тогда говорили, был, разумеется, выселен. В когда-то роскошном «доме Пигита» воцарился коммунальный быт. Эти коммунальные квартиры дома заселялись рабочими московских типографий, продавцами, уборщиками, портнихами, слесарями и прочими «гегемонами». И никакие калоши, и ковры больше не защищали шикарный дом от грязи и разрушения.

Супруги в Москве
Вот в такую коммуналку в сентябре 1921 года и заехал Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Николаевной Лаппа, приехавшей в Москву ранее. Конечно, это была всего одна комната в 10-комнатной квартире. Но, помыкавшись по некоторым московским адресам, они были счастливы въехать в этот знаменитый дом на Большой Садовой, 10, в квартиру № 50 на верхнем этаже. Ведь до 1917 года это был знаменитый дом. Квартиры в нем арендовали достаточно обеспеченные москвичи. Например, меценат и редактор-издатель Николай Рябушинский, художник Петр Кончаловский и другие.

В 9-ти квартирах подъезда № 6, где жил Булгаков, на трех этажах, со 2-го по 4-й, существовал пансионат Высших женских курсов Владимира Ивановича Герье. До революции барышни получали высшее образование исключительно на высших курсах. Полнейшая дискриминация.

Среди этих барышень была сестра Булгакова Надежда Афанасьевна. Она закончила историко-филологический факультет этих курсов. Родственники её мужа помогли ей уже в послереволюционные советские времена оставить себе одну комнату в 10-комнатной квартире № 50. Она уезжает в Киев и эту комнату предлагает приехавшему брату-писателю и его жене. Так Булгаков оказался в этой квартире. И прожили они здесь три года.

Соседи, прописка и Крупская
Прописка в Москве и тогда была тяжелым делом. Въехав с женой в квартиру, Булгакову не сразу удалось получить прописку. Большая и светлая комната не давала покоя всем соседям, а особенно председателю домового управления Василию Осиповичу Осипову. Между картонажником-вырубальщиком 16-й типографии Мосполиграфа и Михаилом Булгаковым разгорелась настоящая война. В ход пошла «тяжелая артиллерия»: Надежда Константиновна Крупская. В то время Булгаков работал в Главполитпросвете, которым руководила Крупская. Письмо с просьбой прописать Булгакова в квартире, подписанное Н.К. Крупской, произвело фурор и писателя с женой прописали в квартире. Битва была выиграна, но война с соседями продолжалась.

Нехорошая квартира, или мистика в квартире номер 50
Многие говорят, что сегодня персонажи Мастера и Маргариты появляются в бывшей квартире писателя, где они родились или, как говорят некоторые старожилы, где они показались автору и позволили даже описывать себя. Ведь он писатель, кто проверит? Сегодня тут Музей-квартира писателя и ничего не мешает коту Бегемоту и его друзьям вольготно там проживать. Разумеется, когда все экскурсии и туристы уже спят. Работники рассказывают, что не открывают комнаты ночью, даже когда там что-то слышно и видны проблески света.

Виртуальная экскурсия вас приглашает
Вы не были в этом мистическом музее? Не страшно, мы проведем для вас виртуальную экскурсию по этому музею. Это, кстати, два музея под одной крышей. Иногда случается путаница, что есть что.

У входа в «Музей Булгакова» установлена скульптура, изображающая Коровьева и Бегемота с керосинкой подмышкой. Справа от входа в музей можно посидеть на восхитительной скамейке в стиле модерн под портретом Булгакова.

Здесь же, слева от входа в музей, расположен «Театр имени М.А. Булгакова».

№ 302-БИС
А во дворе паркуется экскурсионный автобус с номером на нем «302 бис» и надписью «Булгаковскiй домъ». На нём можно проехать по булгаковским местам столицы и в сопровождении экскурсовода воочию увидеть подвальчик Мастера, здание МОССОЛИТа, особняк Морозова, в котором, как предполагается, жила Маргарита и др.

Выходящий на Большую Садовую центральный фасад имеет пять этажей и проездную арку. Пройдя сквозь арку, попадаешь во двор-колодец, окруженный с трех сторон четырёхэтажными зданиями.

В центре двора находились не сохранившиеся до наших дней фонтан и палисадник. Сейчас двор используется как парковка для автомобилей и экскурсионного автобуса.


Посетители этого музея получают незабываемые впечатления как от погружения в быт коммуналки начала прошлого века. Именно эта квартира была описана Булгаковым как «нехорошая квартира» в романе «Мастер и Маргарита».
Начало

Войдя, сразу попадаешь в длинный коридор, по обе стороны которого расположены жилые комнаты, коммунальная кухня и один общий туалет на всю квартиру…

В гардеробе под потолком булгаковская вешалка, справа зеркало, а напротив шкаф, который когда-то был платяным. Он из 34-й квартиры этого дома, где Булгаков прожил два месяца в 1924 году.

Посетителей квартиры обычно интересует, что это за окна такие в коридоре любопытной формы? Этот дом был построен в стиле русский модерн, модного в начале ХХ века, для которого были характерны округлённые формы. Это окно имело даже название «бычий глаз» и было сделано в двух комнатах квартиры для освещения длинного коридора напротив туалета, чтобы можно было сэкономить на электричестве. Устройство такого дополнительного освещения практиковалось в жилых домах до 60-х годов прошлого века.

Редакция «Гудок»

В 2010 году в этой комнате была открыта временная выставка редакции газеты «Гудок», в которой сотрудничал Булгаков и часть экспозиции которой осталась в ней. Сейчас в этой комнате представлены стол с пишущей машинкой «Olimpia» (1930-е годы), копии архивных документов.

В этой комнате выставлены газеты, в которых Булгаков публикуется с 1922 года. Первый публикатор – газета «Накануне», очень много он печатался в газетах “Гудок», «Рупор», «Медицинский работник”.

Шкаф в коридоре принадлежал газете железнодорожников «Гудок», которая существует с 1917 года по сей день. В этой газете особенно долго трудился М.А. Булгаков и опубликовал немало совершенно чу́дных фельетонов.
Гостиная курсисток
Экспозиция в комнате, условно называемой «гостиная» – дань дореволюционной истории квартиры № 50. До революции здесь жили барышни-курсистки. На каждом этаже была такая комната, называемая гостиной курсисток, составленная из старинных предметов мебели. Добросердечные московские граждане подарили старинное роскошное зеркало (на стене), которое как раз принадлежало Булгаковской Маргарите – Елене Сергеевне в её втором браке. Поэтому это зеркало так и зовут, «зеркало Маргариты». Приходящая публика полагает, что, если девушке посмотреть в это зеркало и задумать желание, оно непременно исполнится. Некоторые барышни, между прочим, возвращались, вероятно, за очередной порцией желания и говорили: вы знаете, всё сбылось!

Эта гостиная напоминает гостиную Булгаковых в Киеве на Андреевском спуске. Прежде всего тем, что в углу стоит старинный инструмент, также, как в том Булгаковском доме с раскрытой всегда партитурой любимейшей Булгаковым оперы «Фауст» Шарля Гуно.
Кухня

В этой 10-комнатной квартире было прописано 18 человек взрослых, не считая детей. И вон там за ситечком кухни на стене висит копия домовой книги, в которой можно отыскать фамилию писателя и его жены.

На коммунальной кухне посетители погружаются в коммунальный быт. Кухня довольно маленькая. Она расположена напротив единственной комнаты, которая принадлежала писателю и его жене. Слева от входа в кухню стояла буржуйка, а слева на немногочисленных столиках чадили примусы.

Примусы издавали неприятные запах и звук и, наверное, вследствие этих обстоятельств фигурируют в целом ряде произведениях писателей советского периода. Для прочистки отверстий вокруг горелки к примусу прилагалась всенепременная игла, которая почему-то называлась «вечной». И мы можем вспомнить забавнейший диалог Адама Козлевича с Остапом Бендером из «Золотого теленка» И.Ильфа и Е.Петрова, в котором Остап говорит: » Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно.»

Художниками музея собраны многочисленные предметы быта. Справа от входа можно увидеть чугунные утюги, под ситечком остатки самогонного аппарата. На этой кухне жильцы варили самогон и тут же его распивали, играли на гармошках и балалайках, производя неизгладимое впечатление на писателя. И послужила эта публика, конечно, прототипами его будущих произведений.

Первый мемориальный предмет – этот буфет красного дерева, который когда-то принадлежал Булгакову.


Здесь же, в кухне, располагалась печка-буржуйка, труба которой выходила в окно кухни. И топили её, как заметил Булгаков, в основном Пигитовским паркетом. В итоге в двух комнатах паркет был вытоплен полностью.
Комната Булгакова и профессор Преображенский

Именно здесь, в стенах этой комнаты в русской литературе появился ещё один талантливейший писатель Булгаков. Здесь всего два мемориальных предмета: стол и полка.

Этот массивный стол принадлежал дядюшке писателя, известному в городе врачу-венерологу Николаю Михайловичу Покровскому и располагался на Пречистенке, 24. Они были очень дружны, дядюшка помогал Булгакову и стал прообразом профессора Преображенского из «Собачьего сердца». И принято считать, что аналогичный стол был у профессора Преображенского.

Интересно, что эту чудную книжную полку, Булгаков купил лично зимой 1922-го года и повесил над письменным столом орехового дерева. А над полкой он старательно приклеивал, буквально мазохистски, глумливого характера отзывы на свои публикации. Типа, например, подкулачник в литературе, и ещё похуже.

Выставка, посвящённая 125-летию со для рождения Елены Сергеевны Булгаковой
В первой комнате направо от входа размещена небольшая выставка, посвящённая 125-летию со дня рождения Елены Сергеевны Булгаковой (1893-1970).

Она жила на Суворовском бульваре и в один из вечеров к ней в гости пришёл знаменитый итальянский кинорежиссер и сценарист Федерико Феллини вместе со своей женой, известной актрисой Джульеттой Мазина (когда-то они гремели).

Включив динамик у окна, можно услышать голос Елены Сергеевны, читающей главу о встрече Мастера и Маргариты: «Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто».

Здесь же экспонируется одна из трёх сохранившихся напечатанных Аленой Сергеевной машинописных копий романа «Мастер и Маргарита» с заверительной подписью на каждой странице «Елена Булгакова».

На фотографии можно видеть синий кабинет в Нащокинском. И эта экспозиция так и называется: «Синий кабинет». В трех последних домах, а ведь он сменил четыре адреса после этой квартиры, у Булгакова были кабинеты с синим цветом стен. Он любил синий цвет, и его любимые дамы устраивали ему синие кабинеты полагая, что ему особенно хорошо работается в этом цвете.
Булгаков за секретером Гоголя
Этот секретер Елена Сергеевна купила на Никитинском бульваре в доме, где жил и умер Николай Васильевич Гоголь. Сейчас в том доме музей Гоголя. Этот секретер она подарила Булгакову в день ангела 21 ноября 1934 года. Булгаков любил работать за этим секретером, называл его «гоголевским». Ему было приятно думать, что, возможно, за этим секретером работал сам Н.В. Гоголь.

А в окошечке секретера справа можно увидеть книгу Андре Моруа «Жорж Санд». Перевод книги был сделан Еленой Сергеевной уже после смерти Булгакова. Эта книга была опубликована в серии «ЖЗЛ» («Жизнь замечательный людей») и выдержала два издания. Кроме того, что она перевела Андре Моруа, Елена Сергеевна расшифровала французскую записку А.С. Пушкина, над переводом которой бились пушкинисты всего Советского Союза.

Над секретером портрет Булгакова. Писатель изображен художницей Анной Лебедевой-Остроумовой в повязке на голове, которые они с Максимилианом Волошиным совместно расписывали. Это акварель написана художницей Анной Лебедевой-Остроумовой в 1925 году, когда Булгаков отправился по приглашению поэта и художника Максимилиана Волошина в Коктебель. Именно Максимилиан Волошин написал одну из трёх положительных рецензий на булгаковские публикации. И когда был опубликован роман «Белая гвардия», Волошин написал: «Эта вещь представляется мне очень крупной; как дебют начинающего писателя её можно сравнить только с дебютами Достоевского и Толстого».

А вот эта очень печальная картина на синей стене называется «Интерьер». Написана она большим другом Булгакова, театральным художником Владимиром Дмитриевым, когда писателя на свете уже не было. На ней изображены стены синего кабинета, постель, на которой он закончил свои дни и фигура Михаила Афанасьевича, навсегда покидающего этот мир.

Мистика, или «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью»
А сейчас отвлечемся от темы «нехорошей квартиры» и расскажем поистине мистическую историю.
Предистория такова: в своё время братьями Аксаковыми были привезены в Москву два огромнейших куска гранита. Один до сих пор лежит на могиле великого русского актера Михаила Щепкина на московском Пятницком кладбище, а другой они привезли специально на могилу Н.В.Гоголя, который первоначально был похоронен в Даниловском монастыре. На могиле был установлен крест, откуда и название камня «Голгофа». В 1932 году кладбище было совершеннно разорено, закрыто, и прах Гоголя был перенесен на Новодевичье кладбище. Они и лежат сейчас рядом: справа Булгаков, через четыре или пять рядов слева, около дорожки, Гоголь. На могиле Гоголя скульптором Томским был сделан новый бюст. А «Голгофа» без креста валялась в Новодевичьем монастыре.

Именно этот камень однажды увидела Елена Булгакова в гранитных мастерских Новодевичьего монастыря. На вопрос: что это, ей ответили – «А, это «Голгофа» с могилы Гоголя». Она, конечно, купила эту «Голгофу». Представляете, как она была счастлива, получив возможность положить камень с могилы Гоголя на могилу Булгакова.
Конечно, жена писателя знала каждое слово, произнесенное или написанное им. В том числе его слова, обращенные к Гоголю в письме к своему любимому другу Павлу Попову: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

После смерти Елена Сергеевна Булгакова была похоронена рядом с мужем под одной «Голгофой» и на табличке к старой надписи добавили и её фамилию.
Читайте единственный художественный роман о Булгакове: «Крылья Мастера/Ангел Маргариты».
Спасибо