Была баня, а стала Церковь. Вот это мастер!
Красивейшая и всем известная церковь Рима — это Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) посвящённая Богородице, ангелам и мученикам. Это – памятник истории, веры, искусства и науки.
Это был последний и смелый проект гениального 86-летнего Микеланджело, который превратил термы Диоклетиана в красивейший собор. Сегодня, Базилика прячется за невзрачной кирпичной стеной у фонтана «Наяд», на площади Республики. Самый центр Рима.
Саму церковь возвели по поручению Папы Пия IV, который согласился исполнить предложение набожного сицилийского священника Антонио дель Дуки, который добивался строительства этой базилики в течении 45 лет.
Император Диоклетиан, известный в истории как гонитель христиан, построил самые грандиозные термы. Эти термы возводились с 298 по 306 год и стали крупнейшими общественными банями страны. Они занимали площадь в 13 га. По преданию, термы были построены осужденными на смерть христианами. В термах Диоклетиана одновременно могли мыться более 3000 человек. При термах было три тысячи ванн и три просторных бассейна с чистой, прозрачной водой. Такие колоссальные размеры сейчас вызывают большое удивление и восхищение! Можно себе представить, какую огромную популярность имели общественные бани в Древнем Мире! За вход римляне рассчитывались самой мелкой монетой.
Вестибюль церкви первоначально был коридором между калидинарием (горячая ванна, теперь потерянная) и тепидариум (тепловая ванна).
Под этой плитой похоронен художник Карло Маратта (1625-1713), ответственный за Часовню Святого Бруно и картину Крещения Иисуса.
Фригидарий
Считается, что трансепт изначально был огромным фригидарием — комнатой с холодным бассейном. Скорее, это не совсем так. Бассейны с холодной водой располагались в четырех смежных комнатах, а центральное помещение было просто большим связующим залом. Этот зал был сначала адаптирован Микеланджело, а затем доработан Ло Дукой и Ванвителли.
Длина трансепта — более 90 метров, а ширина составляет 27 метров. Высота античного потолка — 29 метров. Восемь оригинальных гранитных коринфских колонн имеют высоту 17,14 метра (включая постаменты и капители) и диаметр 1,62 метра. Постаменты колонн имели высоту 2 метра, пока Микеланджело не скрыл их, подняв уровень пола. Некоторые авторы считают, что этим были нарушены пропорции архитектурного пространства, соответствовавшие идеалам Витрувия.
Сделать из бани церковь? Да не вопрос.
Великий Микеланджело был мастером по переделке зданий, и неважно термы это или церковь. Микеланджело начал работать над проектом в 1563, но умер через год. Проект продолжил в 1564 г. Якопо, племянник Антонио дель Дуки и к тому же бывший учеником Микеланджело. Закончен собор был только в середине XVIII века.
Кроме того, у церкви было три входа по бокам и в центре. Но из любви к перестройке после 1700 года церковь перестраивали много раз.
В начале ХХ века пышный фасад, созданный Ванвителли, сломали, восстановив идею Микеланжело — портал в виде простой кирпичной стены. И сейчас фасадом служит часть экседры калдариума (помещения в термах с горячей водой).
Хотя интерьер значительно изменился, а пол был поднят почти на два метра, чтобы предотвратить проникновение грунтовых вод, Санта Мария дельи Анджели – одно из мест, где вы можете лучше всего оценить размер и великолепие римских императорских бань.
Современные двери станут классикой в веках
Прежде, чем войти внутрь базилики, обратите внимание на ее двери – современную работу польского художника Игоря Миторая, законченную в 2005 году.
Интересно, как из металлических поверхностей, как из воды, появляются три фигуры с ампутированными руками – намек на поврежденные классические статуи, экспонировавшиеся в соседнем музее.
На левой двери – Богоматерь и архангел Гавриил, они символ Благовещения. На правой – Иисус, расчлененный крестом, символизирует Воскрешение. Внутренние стороны дверей украшены фигурами архангелов.
Внутри собор Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири украшен античными колоннами, классическими орнаментами,
скульптурами и картинами, в том числе работами французских художников XVII—XVIII веков.
Современное искусство также нашло место этом соборе.
Чтобы остаться в истории, в начале XVIII века Папа Климент XI поручил астроному, математику, историку и философу Франческо Бьянкини проложить в полу базилики линию меридиана.
На левой стене Часовни Святого Бруно находится монументальный орган, построенный Бартелеми Форментелли в 1990-х годах. Он выполнен из вишневого, орехового и каштанового дерева. Также он часто используется для концертов.
Карл Маррат
В этой церкви были похоронены многие известные люди: итальянский художник и поэт XVII века Сальватор Роза, архитектор Карло Маратта, который осуществлял работы по перестройке церкви. В проходе, ведущем к поперечному нефу, расположена статуя св. Бруно, выполненная французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном.
В 1896 году свадьба принца Неаполя (ставшего королем Виктором Эммануилом III) вероятно, подняла статус Санта-Мария-дельи Анджели. С тех пор собор стал местом религиозных церемоний, продвигаемых итальянским государством.
В 1920 году церковь получила статус второстепенной базилики Папы Бенедикта XV. Сегодня Санта-Мария-дельи-Анджели функционирует как приходская церковь.
Кстати, во внутреннем дворике базилики есть статуя Галлилея.
Рядом с базиликой в бывших термах Диоклетиана, находится музейный комплекс – филиал Национального Римского музея. Именно там богатая коллекция античного искусства и известный «Восьмигранный зал» с коллекцией римской скульптуры II-IV веков.
Не забудьте посетить: