Мадам Тюссо. Тайны жизни и смерти великой женщины

Мадам Тюссо

К началу 1830-х годов не было, пожалуй, города в Англии и Ирландии, где не побывала бы со своей выставкой известная француженка мадам Тюссо. И вот в 1835 году она приехала в Лондон и разместила свою выставку на известной сегодня всем улице Бейкер-стрит.

Тюссо
У входа в венский музей восковых фигур вас встречает улыбающийся Арнольд Шварценеггер

Сначала предполагалось, что, как обычно, они пробудут здесь некоторое время, в затем отправятся дальше. Но выставка в Лондоне приносила прекрасный доход и Мари Тюссо решает остаться. Так передвижная до этого времени выставка превратилась в постоянно действующий музей на знаменитой улице.

Музей мадамТюссо
Фотография музея мадам Тюссо на Бейкер-стрит в Лондоне

Через 190 лет, в 2020 году, название «Музей восковых фигур» известно во всём мире и неизменно ассоциируется с именем его создательницы «Мадам Тюссо» и Англией.

Так кем же была Анна Мария Тюссо (фр. Anna Maria Tussaud), которая смогла создать в Великобритании один из самых известных музеев мира? Женщина, пережившая несколько исторических эпох, королей и многих из своих великих и ужасных современников. Пожалуй, единственная иностранка, которая стала символом Англии.

В возрасте 80 лет, Мари Тюссо начала писать мемуары о своей жизни. И, конечно, это была красивая сказка, которую Мари хотела о себе рассказать. Она не раскрывала своих секретов даже в мемуарах и не планировала посвящать кого-либо в свои тайны. А тайна у нее была, и не одна. Не будем останавливаться на них и расскажем правдивую историю сильной женщины.

 Мадам Тюссо
Портрет Мари Тюссо в возрасте 85 лет

Маленькая девочка родилась холодным хмурым днем 12 декабря 1761 года во французском городе Страсбург под именем Мария Гросхольц (нем. Marie Grosholtz). Её мать, швейцарка Анна-Мария Вальтер, к моменту родов уже стала вдовой. Её муж, отец Мари, эльзасский офицер Йозеф Гросхольц, погиб в Семилетней войне. Отец так и не увидел свою дочь. Он тоже хранил свою тайну, которую продолжала таить и Мари.

Уилл Смит
Не забудьте сфотаться рядом

Тайна мадам Тюссо

В своих мемуарах Мадам Тюссо укажет и другое место рождения, и другое происхождение. А всё дело в том, что отец Мари был из рода потомственных палачей, где профессия передается по наследству от отца к сыну. Так что если отец палач, то и сын должен стать палачом. Разумеется, это была не самая уважаемая профессия, хотя и весьма денежная. Йозеф Гросхольц, папа девочки, был первым, кто отважился поменять профессию и стать военным. Но в те времена все горожане знали, кто есть кто. И у кого какие родственники. Поэтому Мари могла бы выйти замуж только за человека, связанного с работой палача. И конечно, она всегда была бы тем, кого обходят стороной. Так себе перспектива.

Но после смерти мужа мать Мари, переехала в Берн. Там её мало знали, и она обратилась к родственникам с просьбой о помощи. И доктор Филипп Вильгельм Куртиус взял мать Мари в свой дом экономкой.

Брюс Виллис
«Крепкий орешек» в пражском Музее восковых фигур

Первая анатомка

Филипп Вильгельм Куртиус изучал анатомию и сам мастерски изготавливал восковые анатомические пособия. Поскольку в те времена медикам было сложно обучаться на настоящих трупах, Филипп Куртиус основал мастерскую, в которой изготовлял восковые анатомические модели в медицинских целях, а также восковые фигуры и портреты. В 1765 г. Куртиус переехал в Париж, где основал мастерскую. Следом переезжает и Мари с матерью, которая продолжила работать у него экономкой. Мари сначала часами завороженно наблюдала за работой Куртиуса, а затем стала учиться ремеслу изготовления восковых фигур. В один момент, после выставки 1770 года, мастер приобрел большую популярность. Ему уже не хватало рабочих рук, и тогда он привлек молодую Мари к настоящей работе. Он научил ее даже тому, как окрашивать воск под цвет кожи, что было в новинку в те годы.  К этому моменту Куртиус окончательно забросил врачебную практику, так как мастерская приносила больший доход.

Мадам Тюссо
Мария Гросхольц в возрасте 20 лет

Восковые скульптуры стали набирать популярность, многие стали осваивать воск. Даже сестра короля Франции Людовика XVI Елизавета организовала такую мастерскую в своем дворце.

Мари оказалась очень талантливой и, что немаловажно, очень трудолюбивой. Талант Мари особенно проявился при создании фигур известных личностей того времени: Вольтера, Жан-Жака Руссо, Бенджамина Франклина и даже членов королевской семьи. В результате в 1779 году её даже пригласили переселиться в Версаль, чтобы она учила своему мастерству сестру короля Елизавету.

Мадонна

Великая французская революция и посмертная маска короля

Десять лет Мари была придворным скульптором. Но тут грянула Великая французская революция и Мари, как пособницу роялистов, арестовали, заключили в Бастилию и даже собирались казнить. Но какая революция обходится без своих героев? В последний момент Мари помиловали и пригласили сделать посмертные маски революционера Робеспьера и его убийцы. А на потеху толпы – посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты. После освобождения из тюрьмы Мари вернулась в мастерскую Куртиуса. Ей приносили отрубленные на гильотине головы казненных преступников и революционеров, и она делала их восковые портреты. Эта вынужденная работа позволила ей познакомиться с парижскими палачами, которые разрешали ей снимать маски своих жертв до казни и срезать их волосы после.

Тюссо

К этому времени французская армия уже воевала на чужих территориях и Куртиуса призвали в армию в качестве переводчика. Через несколько месяцев Куртиус вернулся домой смертельно больным и в 1794 г. он умер, оставив Мари свою мастерскую и коллекцию восковых скульптур.

Предприимчивость мадам и муж-игрок

Через год Мари вышла замуж за своего соседа, инженера Франсуа Тюссо. Наконец-то, она смогла сменить свою «подмоченную» предками-палачами фамилию Гросхольц и стать Мари Тюссо. Пошли дети: сначала первый сын Жозеф, затем родилась дочка, которая вскоре, правда, умерла. И, наконец, Мари родила своего второго сына Франсуа.

Тюссо
Мадам Тюссо в возрасте 42 года

Мари постоянно работала, так что коллекция восковых фигур постоянно пополнялась и приносила стабильный доход. Но, выйдя замуж и поменяв, наконец, фамилию, Мари получила и новые проблемы. Франсуа Тюссо оказался алкоголиком и заядлым игроком. Он тратил все деньги, которая Мари зарабатывала нелегким трудом в своей мастерской. К тому же, Париж стал небезопасным городом. Количество посетителей выставки всё уменьшалось и сводить концы с концами стало всё труднее.

Шарлатан и переезд в Великобританию

И вот, когда финансовое положение семьи стало совсем аховым, в доме появился Пауль Филипп Штайн. Известный в тогдашней Европе чревовещатель и шарлатан был впечатлен коллекцией Мари Тюссо. Он предложил ей поехать совместно с её коллекцией восковых фигур с ним в Великобританию. Конечно, Штайн оплачивал все расходы по переезду, но обговорил для себя 50 процентов всей прибыли. Разумеется, это было сомнительное предложение, но всё же было лучше, чем нищенская жизнь в Париже.

Тюссо

И вот в 1802 году Мари Тюссо переезжает вместе со своим 4-летним сыном Жозефом в Англию. Считали, что ненадолго, только денег подзаработать. А оказалось, навсегда. Младший сын Франсуа остался с отцом в Париже. Мари плохо говорит и пишет по-английски (впрочем, как и по-французски), но таланты скульптора и бизнесмена сделали своё дело. Мари дополнила свою коллекцию фигурами английских политиков и отправилась со своей выставкой в турне по Англии и Ирландии.

Наполеон Бонапарт

С приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта отношения между Великобританией и Францией резко ухудшились и это сделало невозможным возвращение Мари с сыном в Париж.

Одновременно всё французское стало вызывать в Англии не только ненависть, но одновременно и огромное любопытство. Поэтому Мари Тюссо стала покупать для своей выставки вещи, связанные с Наполеоном. Восковая фигура Наполеона стала центральной в новой экспозиции, а его карета произвела настоящий фурор.

Наполеон

Реклама и маркетинг мадам Тюссо

В этот период особенно проявились способности Мари Тюссо в рекламе своей выставки. Свою экспозицию она перевозила из города в город в экипажах, которые представляли собой настоящую рекламу её выставки. Обычно передвижные выставки и экспозиции того времени были предназначены для простой, непритязательной публики и поэтому размещались на территориях ярмарок. И, поскольку посетителями этих ярмарок зачастую были бедные, неграмотные люди, то и реклама для них была предельно проста. В основном это были развлекательные картинки. Читать-то умели не все.

Альберт Энштейн

В отличие от них, Мари, приезжая в очередной город, выбирала для своей экспозиции самые шикарные и дорогие салоны. Если было невозможно арендовать салон, то выставка размещалась в залах собраний или даже в помещениях закрытых в этот период театров. Этим она сознательно отсекала малограмотных нищебродов и подчеркивала, что её коллекция предназначена для «чистой» публики среднего класса. Но, учитывая интерес всех классов публики к преступлениям и преступникам, в её экспозиции неизменно присутствовала «комната ужасов». В ней были представлены восковые головы и целые фигуры жертв французской революции, различных преступников и предметов, связанных с преступлениями.

Рекламный буклетТюссо
В музее не только выставляли фигуры, но давали концерты

Другим способом рекламы были каталоги выставок мадам Тюссо. В них можно было увидеть изображения выставляемых фигур и подробное описание их жизни, а зачастую и жутких преступлений. Все любят ужастики.

Стоимость билетов варьировалась: осмотр основной выставки стоил 6 пенсов, посещение «комнаты ужасов» обходилось посетителям в 6 пенсов, каталоги выставки также продавались по 6 пенсов.

Рекламный буклет мадам Тюссо

В ответ на обвинения в том, что выставка работает лишь для удовольствия богатой публики и лишает беднейшие слои населения возможности посетить её выставку, мадам Тюссо сделала ответный ход. Она стала продавать билеты на выставку с 50-процентной скидкой всем посетителям ежедневно с 21:15 до 22:00 часов, когда выставка закрывалась.

Тюссо
Рекламный постер выставки мадам Тюссо. 1835 г.

Возвращение «потерянного» сына

И вот, наконец, союзные армии разгромили несокрушимую когда-то армию Наполеона, и семья Тюссо смогла наконец воссоединиться. В 1817 году 17-летний младший сын Мари Франсуа наконец смог приехать в Англию и встретиться с матерью и старшим братом.

После приезда в Великобританию Франсуа включился в семейный бизнес. В Париже он работал подмастерьем у плотника. Поэтому он стал делать из дерева руки фигур и прочие деревянные детали. Вообще, сыновья трудились у мадам Тюссо на правах рабов, лишь за еду и кров. Никакой зарплаты им не полагалось. Но они не роптали и прилежно трудились в мастерской. Это тайна номер два. В мемуарах мадам Тюссо вежливо обошла этот неприятный момент.

Тюссо
Обязательно сделайте своё фото рядом

В семье мадам Тюссо царил самый настоящий матриархат. Мари лично вела конторские книги, присутствовала на всех выставках, часто сама продавала билеты и была экскурсоводом для высокопоставленных посетителей.

Музей восковых фигур мадам Тюссо

К началу 1830-х годов коллекция восковых фигур стала поистине огромной. В ней были представлены головы, бюсты и целые фигуры практически всех мало-мальски известных личностей: от адмирала Нельсона и Вальтера Скотта до казненных преступников всех времен и народов. При этом почти все представленные вещи и одежда были уникальными. Как, например, нож гильотины, которым во Франции обезглавили 22 тыс. человек. Все представленные экспонаты были оформлены очень креативно и в назидательном ключе. К этому времени казни перестали быть публичными. Но посетители выставки были уверены, что слепок лица экспоната был сделан с натуры периода казней.

Посмертная маска Мари Тюссо
Посмертная маска Мари Тюссо

В 1884 году, уже после кончины Мари Тюссо, музей переехал в новое здание на улице Мэрилеборн-роуд. Во время пожара 1924 года многие экспонаты музея были уничтожены, но их смогли впоследствии восстановить по сохранившимся старым формам. 

Сейчас филиалы Музея восковых фигур находятся во многих городах мира. В них экспонируются фигуры практически всех мало-мальски известных личностей прошлого и настоящего. Как только какой-либо политик успеет отметить победу на выборах или звезда искусства успех своей премьеры, как его/её фигура появляется в музее на радость фанатов и поклонников. Заходите – не пожалеете!

Сиси
Фигуры императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I и его жены императрицы «Сиси»

Ва-банк Мадам Тюссо

Мари Тюссо всегда стремилась к большему. Она стремилась жить и работать на стыке реальности и мифа. И вот она решилась на немыслимый в то время поступок: разместила на обложке своего каталога на 1841 год изображение восковой фигуры королевы Виктории. Как результат, Мари была приглашена во дворец на прием к королеве. Королева внимательно просмотрела каталог, осталась довольна своим изображением и не стала возражать против публикации каталога. Более того, королева способствовала тому, что впоследствии герцог Веллингтон и многие коронованные фигуры стали посещать музей мадам Тюссо.

Мадам Тюссо
Кресло для посетителей музея. Когда ещё выпадет возможность сфотографироваться рядом с самой королевой?

Это был триумф! Как писала тогда одна из лондонских газет. Так что, музей восковых фигур мадам Тюссо стал визитной карточкой Лондона.

Посмертные мифы

Анна Мария Тюссо тихо скончалась во сне в своём доме в Лондоне 18 апреля 1850 года. Не удивительно, что практически все английские газеты посвятили колонки описанию её жизни и кончины. Более того, она была названа национальным достоянием Великобритании. Для иностранки, а тем более француженки, это самая высокая похвала.

Тюссо
Обложка первого издания мемуаров мадам Тюссо

До последних дней Мари принимала самое активное участие в жизни своего музея. В свидетельстве о смерти было написано, что Мари Тюссо умерла от старости. И поэтому, поскольку у неё была устойчивая репутация сильной и здоровой женщины, многие сомневались в этом диагнозе. Говорили даже об убийстве.

И лишь недавно, изучив исторические источники, швейцарские ученые установили, что Анна Мария Тюссо умерла от пневмонии. Неугомонная 89-летняя хозяйка музея лично продавала билеты в музей на улице у входа. Болезнь продолжалась пять дней. А учитывая, что у старушки были астма и хронический бронхит, болезнь протекала сложно.

Мадам Тюссо
Автопортрет мадам Тюссо, сделанный ею на 81-м году жизни, установлен у входа в лондонский Музей восковых фигур

Любопытные факты о мадам Тюссо

*Музеев под фирменной маркой «Мадам Тюссо» существует 24 во всем мире, но самым известным является Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне, который остается эталоном.

Тарантино
Тарантино, как всегда, за работой

*Сегодня коллекция восковых фигур Лондонского музея мадам Тюссо насчитывает более 1000 восковых фигур.

*На изготовление одной восковой фигуры высокого качества затрачивается 3-4 месяца.

Тюссо
Сколько всего необходимо учесть и подобрать при создании фигуры

Конечно, что при таких затратах труда и времени, каждая фигура стоит около $300,000. И кстати, для создания фигуры обычно необходимо сделать более 250 точных измерений объекта и сотни фотографий и видео.

Сиси
Знаменитые волосы императрицы СиСи. Сколько труда, мастерства и времени

Интересные факты о музее Мадам Тюссо

*Волосы на голове фигуры должны выглядеть натурально. Эта кропотливая работа занимает около 5 недель: каждая прядь вставляется отдельно, а всего вставляется около 100.000 волос.

Далай лама
Руки Далай-ламы не отличить от живых

Интересный факт, чтобы вены выглядели натуральными, как на теле, так и в глазах, используют красную шелковую нить.

Одри Хепберн
Одри Хепберн — навсегда!
Зигмунд Фрейд
Хотите полежать на кушетке на приёме у доктора Зигмунда Фрейда? Это разрешается

*Поскольку воск со временем тает, фигуры из него изготавливаются на 2% большего размера, чем оригинал.

Кстати, Самая большая фигура в музее – американский супергерой Невероятный Халк, высотой 4,5 метра.

*Самая маленькая фигура – фигура феи Тинкер Белл.

*Удивительно, но в музее до сих пор находятся восковые фигуры, выполненные мадам Тюссо.

*Самая старая фигура в музее – фигура мадам дю Барри, изготовленная Филиппом Куртиусом в 1765 году.

Тюссо

Рим — музей под открытым небом

Музей алхимии в Праге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *