Парижская Опера Гарнье — именно здесь обитает настоящий Призрак Оперы
В Париж можно приезжать бесконечное количество раз и каждый раз этот город будет удивлять и приоткрывать «настоящий» Париж. Как нет Парижа без Эйфелевой башни, так невозможно себе представить сегодняшний Париж без Оперы Гарнье (Palais Garnier). Опера Гарнье интересна не только своими постановками. Чрезвычайно интересно и само здание Оперы. Оно потрясёт вас архитектерным великолепием и красотой внутреннего декора.
Опера Гарнье — это также истории, мифы, легенды и мистика. Призрак оперы — самая известная из них.
Советуем обязательно попасть на экскурсию по уникальному зданию Оперы Гарнье. Увлекательный рассказ экскурсовода об истории строительства здания запомнится вам надолго.
Наполеон III и Опера Гарнье
Например, вы узнаете о покушении на жизнь Наполеона III в 1858 году в здании Старой оперы на улице Лё Пёлетье́ (Le Peletier). Именно после этого события был объявлен конкурс на строительство здания для новой оперы. Всё потому, что Наполеон III стал беспокоиться о своей безопасности. Однако, оперу император очень уважал и поэтому новая опера Парижу была очень даже нужна.
В этом конкурсе побеждает слегка бесшабашный 35-летний архитектор Шарль Гарнье (Jean-Louis Charles Garnier). Мало того, что до этой своей победы Шарль построил всего один многоквартирный дом без особых изысков, так почтенные архитекторы ещё и не раз критиковали его за смешение стилей и образов в одном здании. Хотя строительство длилось 15 лет (с 1860 по 1875 гг.), Гарнье, к счастью, всё же постоил свой оперный театр.
Рассказывают даже такой случай: когда маститые архитекторы с издевкой спросили у Гарнье: «Ну и какой же это стиль? Это ни греческий стиль, ни Людовик XIV, ни Людовик XV? А, маэстро?» На что находчивый Шарль ответил: «Это же Наполеон III. Вам не нравится Наполеон III”?
Вот так, с легкой руки архитектора и родился стиль “Наполеон III”. Наверняка, это польстило самому Наполеону, любившему искусство. Так находчивость, похоже, спасла неординарного архитектора.
Сегодня считается, что здание построено в стиле боз-арт — этакая смесь и продолжение итальянского ренессанса и французского барокко. Гарнье столько всего наворотил в проекте новой оперы, что только чертежи заняли 33 км! Проект был миксом из новых технологий и старых архитектурных стилей. Сегодня бы сказали, что это перебор. Или, ну очень дорогой проект.
Оказывается под сценой Парижской оперы — водная пропасть
Строительство этого театра не проходило тихо, его обсуждал весь город. Даже поговаривали, что в строительстве этого великолепного здания не обошлось без помощи потусторонних сил. И, конечно, найдется много фактов в поддержку этой теории. Легенды и различные необъяснимые вещи действительно долго сопровождали эту жемчужину города.
Например, когда был готов котлован, обнаружилось, что под этим местом находится подземное озеро. Ни справа, ни слева, а именно там, где должно встать здание. И тогда было применено первое новаторское решение для того времени: построен резервуар с водой, который уравновешивал наличие воды из озера. Он огромен. Кстати, он находится прямо под сценой театра, и все актеры об этом знают. Так что под сценой театра и озеро, и резервуар.
Число 13 и Призрак Оперы
А дальше — больше, мистика продолжается. Во время представления оперы «Фауст» в мае 1896 года с потолка падает 700 килограмм железа. Это оторвался противовес от огромной хрустальной люстры. Что интересно, он убивает при этом всего одного зрителя. Того, который сидел в кресле номер 13. Любопытно, что как это произошло, до сих пор не ясно.
Следом погибает одна из балерин, просто спускаясь по лестнице. Причем, именно на тринадцатой ступеньке. Очевидцы сразу заявили об этом журналистам, хотя кто знает, так ли это? Но ажиотаж вокруг здания и числа 13 они подогрели.
Вишенка на торте: Опера Гарнье, которую также называют Гранд-опера и Парижской оперой — тринадцатый оперный зал Парижа. Вот как так вышло?
Здание Оперы Гарнье – это уникально красивое здание. Таких великолепных зданий больше не строят.
Мало того, что парижане шушукались о странных совпадениях с числом 13 в этом театре, так еще французский писатель Гастон Леру подлил масла в котел. Знаменитый автор пишет мистический роман «Призрак Оперы», усиливая эффект числа 13 и очень точно описав Оперу Гарнье. Ведь Эрик, обитающий в подвалах театра призрак, потряс весь Париж с первой же постановки. Так мистическая история Кристины и Эрика становится визиткой и без того мистического театра Гарнье. Все без ошибки узнавали в романе здание Оперы Гарнье.
Конечно, все эти события лишь подтверждали легенду о том, что здание такой красоты могло быть создано только с помощью магических сил.
Главный фасад -четырнадцать художников и семьдесят три скульптора!
Главный фасад Оперы Гарнье находится на площади Оперы (Place de l’Opéra). Над созданием неповторимой наружной отделки здания участвовали четырнадцать художников, мозаичистов и семьдесят три скульптора!
Венчают вершины левой и правой сторон главного фасада здания Оперы две изготовленные из позолоченной меди фигурные группы французского скульптора Шарля-Альфонса-Ахилля Гумери под названиями «Гармония» и «Поэзия».
Фасад здания также украшают созданные известными французскими скульпторами многочисленные скульптурные группы: «Инструментальная музыка», «Лирическая драма» и другие. А, к слову, скульптурная группа Жана-Батиста Карпо под названием «Танец» в своё время критиковалась за непристойность.
Ещё фасад здания Оперы Гарнье украшают расположенные между передними колоннами фасада театра бронзовые бюсты многих великих композиторов: Россини, Обера, Бетховена, Моцарта и других.
Лувр, или не Лувр?
Парадная лестница, высотой в 30 метров, выполнена из мрамора разных цветов. Примечательно, что весь мрамор для Palais Garnier завозился из разных стран. Зеленый — из Генуи, красный порфир из Финляндии, фиолетовый аметист с Монблана, черный порфир из Бельгии, а гранит из Шотландии.
Лестница невероятно красива, поэтому туристов на ней всегда очень много и сфотографировать лестницу без туристов не получится.
Талантливый Шарль Гарнье создал фойе, вдохновившись парадными галереями Версаля и Лувра. Игра зеркал, окон и люстр создаёт невероятно фантастическое ощущение Зазеркалья или Сказочной страны. Фойе украшено музыкальными элементами, а потолки и стены расписал Поль Бодри.
Опера Гарнье ждёт всех в гости
Марк Шагал в Опера Гарнье
Министр культуры Франции Андре Мальро, большой поклонник Марка Шагала, предложил ему в 1963 году расписать плафон Парижской оперы. И хотя парижане к такому решению отнеслись, мягко говоря, неоднозначно, Шагал заказ принял. Несмотря на что, что на тот момент мастеру было уже 77 лет.
Потратив год, 200 кг краски и 220 м2 холста, Шагал наконец закончил этот титанический труд. Это произведение Марк Шагал назвал «цветным зеркалом шелков и блеском драгоценностей». Любопытно, что оплату за свою роспись Шагал так и не получил.
Загадочный и Прекрасный зал
Зрительный зал Парижской оперы в форме подковы вмещает 1900 человек. Он отделан красным бархатом и выглядит невероятно шикарно. Прекрасные ложи, отделанные лучшими материалами и среди них — та самая пятая ложа первого яруса, которую и облюбовал призрак Эрик. Говорят, что до сих пор эту ложу редко сдают зрителям. Суеверие или что-то ещё? Думается, что это рекламный ход.
Кроме того, огромная хрустальная люстра весом в 8 тонн, притягивает своим сиянием и магическим светом. Зрители нередко ошеломленно замирают, подняв на неё глаза.
Видимо, она впечатлила и самого Гастона Леру, который заменил в своем романе убивший зрителя печально известный противовес на эту фантастическую люстру. В «Призраке оперы» эта люстра падает и убивает много людей. Так небольшой инцидент с креслом номер 13 превратился в произведении автора в жуткий и кровавый эпизод.
Зеркальный салон
На втором этаже, рядом с фойе, расположен Зеркальный салон. Его расписал французский художник Гюстав Буланже. Сегодня это излюбленное место фотографов. Фотографии получаются фантастические.
Посещение Оперы Гарнье
Разумеется, проще всего попасть сюда купив экскурсию. Так что обязательно воспользуйтесь этим. А вот билетами на представление нужно озаботиться заранее. И намного. Хотя, если вы ожидаете увидеть красивые костюмы или шикарные декорации, то, вероятнее всего, всего этого вы не увидите. Оперные дома Европы предпочитают «современную трактовку» старинных шедевров. Конечно, очень жаль.
Интересно будет:
Замок Casa Loma в Торонто — ещё один пример разношерстной архитектуры
супер